Еще до поступления в детский сад родители посещают
учреждение и знакомятся с заведующей, психологом, с воспитателями той группы,
которую будет посещать малыш. Им следует установить с ними контакт, узнать об
условиях пребывания детей в дошкольном учреждении. Со своей стороны ознакомить
специалистов с привычками и особенностями развития своего малыша, рассказать о
характерных чертах поведения ребенка, его склонностях и интересах, — это
поможет впоследствии считаться с ними.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность
действий родителей и воспитателей. В целях предупреждения отрицательных эмоций
не следует резко изменять привычный уклад жизни детей. Особенно тяжело
переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и
оставляют до вечера. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на
прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора. Здесь проще
познакомиться с воспитателем и другими детьми.
Можно сместить по времени приход в детский сад, чтобы дети
не стали свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей при расставании
со своими родителями. Это скажется на их настроении.
В первые несколько дней ни в коем случае не следует
оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно
постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации
психологов следующие: около недели - забирать ребенка из садика до дневного
сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели - сразу после
полдника.
Как правило, в первые дни дети устают как психологически,
так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать "разгрузочные
от садика" дни - один-два дня в неделю оставаться с ним дома.
Родителям можно побыть в группе вместе с ребенком:
присутствие в группе близкого человека, хотя бы и временное, дает ребенку
возможность спокойно сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота,
уверенность в том, что мама рядом (играет с детьми или просто рассматривает с
ними игрушки), помогает освоиться в новой обстановке.
В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность
принести с собой свои игрушки, знакомые и привычные предметы — все это создает
для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт, помогает ему
отвлечься от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку
переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит
вместе с ним ежедневно. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском
саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы
узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
Расставаясь, не забудьте заверить ребенка, что непременно
вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите, что
он по-прежнему дорог вам.
Создайте спокойный, бесконфликтный климат для малыша в
семье. Щадите ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивайте, а
уменьшайте нагрузку на нервную систему, - на время прекратите походы в цирк,
театр, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
Не реагируйте на выходки своего чада и не наказывайте за
капризы. Когда малыш будет не в садике, постарайтесь уделять ему максимум
внимания и заботы. Помните, что ни один садик в мире не заменит Вашему ребенку
семью и самого любимого и дорого человека в мире – маму.
Педагог-психолог Перкусова Елена Анатольевна.
|